Принципы дизайна

Принципы дизайна
Оформление текста. Четыре основных правила
Контраст
Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы: шрифт, цвет, размер, тол-щина штриха, контур, пробелы и т. д. - не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст - наиболее важное привлечение внима-ния к странице.
Повтор
Повторяйте наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т. д. Это помогает повысить организованность текста и усилить единообразие.
Выравнивание
На странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нуж-но зрительно связывать с другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид.
Приближенность
Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовать информацию и уменьшает пустоты.
ПРИБЛИЖЕННОСТЬ
Очень часто в дизайнерских работах новичков слова, фразы и графические изображения растянуты по всей странице, настолько заполняя все углы и занимая все пространство, что совершенно не остается пустот. Вероятно, новички боятся открытого пространства. Когда элементы оформления рассыпаны по всей страни-це, она кажется неорганизованной, и информации не воспринимается читателем с первого взгляда.
Согласно правилу приближенности, взаимосвязанные смысловые элементы должны быть сгруппированы, расположены как можно ближе друг к другу, чтобы они выглядели как одна логическая группа, а не как набор бессвязных элементов. Элементы или части текста, не имеющие отношения друг к другу, не должны располагаться рядом с теми элементами, которые дают читателю мгновенный зрительный ключ к пониманию организации и содержания страницы. Это прави-ло наглядно представлено на следующих страницах.
Оформляя рекламную листовку, рекламный проспект или какой-либо другой материал, вы знаете, какие элементы информации связаны логически, какую ин-формацию следует выделить, а какую - приглушить. Это можно выразить графи-чески, сгруппировав текст.
Совершенно очевидно, что этот список необходимо привести в порядок, для того чтобы он стал понятным. Самый главный недостаток этого списка - очень близкое расположение элементов, которое не дает возможности увидеть их взаи-мосвязь и организацию.
Этот же список оформлен зрительными группами. Я уверена, что вы уже ав-томатически делаете это, - я просто предлагаю вам сделать это осознанно и более подчеркнуто. Обратите внимание, что я добавила немного контраста заголовкам и повторила и этот контраст, и подчеркивание (линию).
ЕСЛИ несколько текстовых элементов расположены рядом, они зрительно воспринимаются кик единое целое, а не как несколько разных фрагментов текста. Связанные но смыслу элементы должны быть сгруппированы. Особое внимание обращайте на то, куда движется ваш взгляд: с чего вы начинаете просмотр стра-ницы; каким путем вы следуете; где заканчивается просмотр; куда перемещается ваш взгляд после прочтения всего текста? Необходимо придерживаться логики текста - от определенного начала к определенному концу.
Основная цель правила приближенности - организовать текст. Другие прави-ла тоже направлены на это, но даже только простая группировка взаимосвязан-ных элементов автоматически создает ощущение организованности текста. Если информация хорошо организована, вероятность того, что ее прочтут и запомнят, более высока. В результате достигается еще и побочный эффект - более привлека-тельные (более организованные) пробелы (так любимые дизайнерами).
Слегка прищурьтесь и сосчитайте, сколько раз ваш взгляд остановился на зрительных частях текста, расположенных на странице. Если на странице более 3-5 групп (хотя, конечно, это зависит от текста), подумайте, какие отдельные части можно сгруппировать, чтобы зрительно слить их в единое целое.

Избегайте расположения на одной странице слишком большого числа от-дельных элементов.
Не лепите информацию по углам или только в середине.
Избегайте располагать одинаковые пробелы между элементами текста, за ис-ключением случаев, когда каждая группа текста является частью подраздела.
Избегайте даже малейшей путаницы между заголовком, подзаголовком, под-писями, рисунками и т. п. и прилегающим к ним материалом. Создайте ощущение единства элементов текста, располагая их как можно ближе друг к другу.
Не связывайте между собой элементы, которые не имеют отношения друг к другу. Если элементы не связаны, отделите их друг от друга.
ВЫРАВНИВАНИЕ
Дизайнеры-новички стремятся разместить текст и рисунки на странице везде, где только есть свободное место, не учитывая другие элементы текста. Это можно сравнить с легким беспорядком на кухне: чашка - тут, тарелка - там, салфетка - на полу, чайник - в раковине, на полу лужа. На уборку подобного беспорядка на кухне не уйдет много времени, так же как и на то, чтобы привести в порядок "за-мусоренное" оформление текста, который всего лишь плохо выровнен.
Правило выравнивания гласит, что ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с дру-гими элементами страницы. Правило выравнивания требует от вас осмотритель-ности - вы больше не сможете просто так везде раскидывать текст по странице, только чтобы заполнить ее. При выравнивании частей текста на странице получа-ется связное целое. Даже если элементы текста фактически отделены друг от дру-га пробелами, их и зрительно, и мысленно связывает воедино невидимая линия, по которой эти элементы выровнены. Хотя вы и отделите некоторые элементы текста, чтобы указать характер их взаимосвязи (используя правило приближенно-сти), именно правило выравнивания даст читателю возможность понять, что эле-менты принадлежат одному текстовому отрезку, даже если они разнесены.
Склонны ли вы автоматически все выравнивать по центру? Выравнивание по центру наиболее распространено среди новичков: оно выглядит безопасно и дает чувство уверенности. Выравнивание по центру придает тексту более официаль-ный, более уравновешенный, более стандартный и зачастую прямо-таки безликий вид. Обратите особое внимание на оформление страниц, которые вам нравятся. Я уверена, что наиболее изысканные из них выровнены не по центру. Я понимаю, что новичку трудно отказаться от выравнивания по центру; поначалу вам придет-ся заставлять себя делать это. Попробуйте совместить намеренно сильное вырав-нивание по левому или по правому краю с использованием правила приближен-ности - и вы будете поражены тем, насколько изменится ваша работа.
Это типичная обложка доклада, верно? Такое стандартное выравнивание вы-дает скучную, почти любительскую работу и может повлиять на чье-либо перво-начальное отношение ко всему тексту доклада.
Энергичное выравнивание текста по левому краю создает более утонченное впечатление от обложки. Хотя имя автора и отстоит далеко от заглавия, невиди-мая пиния энергичного выравнивания связывает два блока текста воедино.
НИЧТО не должно быть расположено на странице случайно. Каждый эле-мент должен иметь определенную зрительную связь с другими элементами таб-лицы.
Единство - важное понятие в дизайне. Чтобы все элементы текста выглядели едиными, скрепленными, взаимосвязанными, должна существовать некая зри-тельная связь между отдельными элементами. Даже если отдельные элементы страницы не расположены рядом друг с другом, они могут казаться связанными, родственными, едиными с другой информацией только благодаря их местополо-жению. Взгляните на те дизайнерские проекты, которые вам нравятся. Неважно, что хорошо оформленный текст сначала кажется беспорядочным и хаотичным, вы наверняка обнаружите внутри него линии выравнивания.
Основная цель выравнивания - объединить и организовать информацию на странице. В результате вы как будто собираете все детские игрушки, разбросан-ные по полу гостиной, и укладываете их обратно в ящик.
Как правило, именно строгое выравнивание (конечно, в сочетании с соответ-ствующим шрифтом) придает тексту либо изысканный, либо официальный, либо смешной, либо серьезный вид.
Думайте о том, куда вы помещаете элементы текста. Всегда находите в тек-сте что-либо, по чему можно выровнять элементы, даже если выравниваемые час-ти текста расположены далеко друг от друга.
Избегайте использования более чем одного вида выравнивания на странице (то есть не ставьте один текст в центр, а другой - в правый край).
И, пожалуйста, постарайтесь избавиться от привычки выравнивать текст по центру, за исключением случаев, когда вы сознательно создаете более официаль-ную, уравновешенную (часто безликую) презентацию. Выбирайте выравнивание по центру осознанно, не делайте этого случайно.
ПОВТОР
Правило повтора гласит, что следует повторять некие элементы оформления на протяжении всего проекта. Повторяющимися элементами могут быть жирный шрифт, подчеркивание жирным (линия), какой-нибудь специальный символ, цвет, элемент дизайна, особый формат, пространственные расположения элементов текста и т. д. Это может быть все что угодно - то, что читатель будет узнавать.
Вы уже наверняка используете правило повтора в своей работе. Например, когда вы набираете все заголовки шрифтом одинакового размера и ширины, когда вы добавляете декоративную линию на расстоянии 1,25 см от нижнего края каж-дой страницы, когда вы используете один и тот же специальный символ при оформлении всех списков на протяжении всей работы - все это примеры повтора. Новичкам необходимо научиться развивать эту идею - превратить незатейливый повтор в видимый ключевой элемент, связывающий весь текст.
Повтор можно рассматривать как "последовательность". Когда вы просмат-риваете восемь страниц рабочего отчета, именно благодаря повтору определен-ных элементов, их последовательности вы понимаете, что эти восемь страниц принадлежат одному документу. Если на странице 7 нет повторяющегося элемен-та, который напрашивается, поскольку есть на странице 6, то весь отчет теряет единообразие.
Правило повтора выходит за пределы простой естественной последователь-ности - это сознательное объединение всех частей оформления. Здесь приведена все та же визитная карточка, с которой мы работали раньше. Я ввела в нее повто-ряющийся элемент - тяжелый жирный шрифт. Взгляните на визитку еще раз и об-ратите внимание на то, как движется ваш взгляд. Когда вы доходите до номера телефона, куда вы смотрите потом? Возвращаетесь ли вы в начало, к другому элементу, выполненному жирным шрифтом? Это особый зрительный фокус, ко-торый дизайнеры всегда используют, чтобы управлять взглядом читателя, задер-живать его внимание на странице как можно дольше. Когда вы дочитываете текст до конца, начинает ли ваш взгляд бесцельно скользить по карточке?
А теперь, когда вы дочитываете информацию, куда перемещается ваш взгляд? Вы чувствуете, как он перескакивает снизу вверх между двумя элемента-ми, набранными жирным шрифтом?

Если ваша публикация оформлена жестко и единообразно, вы можете смело вводить в нее некоторые неожиданные элементы. Я посоветовала бы вам прибе-речь эти "неожиданности" для тех частей текста, к которым вы хотите привлечь наибольшее внимание.
Чтобы создать единообразный деловой пакет, состоящий из визитной кар-точки, печатного бланка фирмы и конверта, вам необходимо использовать прави-ло повтора подчеркнуто настойчиво, причем не только на протяжении отрывка каждого текста, но и между всеми отрывками. Ведь вы хотите, чтобы человек, получивший ваше письмо, сразу понял, что вы - тот, кто на прошлой неделе вру-чил ему свою визитную карточку. Поэтому постарайтесь подобрать такие средст-ва верстки, которые позволят вам выравнивать буквы относительно какого-либо элемента неподвижной части оформления. Вы можете убедиться, что блок текста максимально сдвинутый в левый край страницы, выглядит очень впечат-лающе.

Подведем итоги
Повтор заметных элементов оформления на протяжении всего текста объе-диняет и скрепляет текст, связывая те его части, которые в противном случае ка-зались бы разъединенными.

Основная цель
Цель повтора - объединить и добавить внешней привлекательности. Не пре-небрегайте внешней привлекательностью страницы: если текст выглядит инте-ресно, вероятность того, что его прочтут, значительно возрастает.

Как этого достичь
Принимайте повтор как возможность быть последовательным, каковым, я уверена, вы уже являетесь. А теперь немного смелее разрабатывайте уже имею-щиеся в работе повторы: можете ли вы превратить некоторые повторяющиеся элементы в сознательный графический прием вашего оформления, как, например, с заголовком? Используете ли вы линию толщиной в один пункт для подчеркива-ния низа страницы и каждого заголовка? Почему бы вам вместо нее не применить линию толщиной в четыре пункта, чтобы повторяемый вами элемент стал более энергичным и эффектным?
Теперь подумайте, возможно ли ввести какой-нибудь повторяющийся эле-мент просто ради создания повтора. У вас в тексте есть пронумерованные списки? А что, если применять для нумерации особо выделяющийся шрифт или выверну-тые цифры, а затем повторить такое оформление во всех пронумерованных спи-сках публикации? Сначала найдите уже существующие повторы, а потом просто усильте их. Когда вы привыкнете к самой идее повтора и создаваемому им внеш-нему виду, начните создавать повторяющиеся элементы, с тем чтобы усилить эф-фект и сделать более четким смысл.
Повтор сродни подчеркиванию одежды аксессуарами. Если женщина одета в чудное вечернее платье черного цвета и роскошную черную шляпу, она может подчеркнуть свой наряд красными туфлями на каблуках, красной губной помадой и крошечным красным букетиком роз, приколотым к корсажу.

Чего следует избегать
Постарайтесь избегать чрезмерного использования повторяющихся элемен-тов, тогда повторение начинает раздражать или подавлять. Помните о контрасте (о контрастном шрифте читайте в следующем разделе). Например, если бы ча-рующая незнакомка была одета в черное вечернее платье и при этом на ней были бы красная шляпа, красные серьги, красная помада, красная сумочка, красные туфли и красное пальто, то такой повтор не создал бы потрясающего и объеди-няющего контраста - ее наряд выглядел бы кричаще, и эффект был бы потерян.