Шрифтовой контраст
Рассмотрим различные способы создания контраста средствами шрифта. Шрифты могут выступать не только в качестве эстетического средства, но и как средство улуч-шения удобочитаемости материала. Не заставляйте читателя напряженно думать о том, что происходит на странице: как организован материал, какова цель, манера из-ложения информации. Все это должно быть понятно сразу, с первого взгляда. И, кста-ти, данное требование не мешает сделать документ красивым!
Рассмотрим следующие виды контраста:
Размер.
Способ создания контраста с помощью размера очевиден: крупный шрифт надо противопоставить мелкому. Однако контраст должен быть заметным, а для этого не-обходимо действовать смелее. Никакого контраста не получится, если противопоста-вить шрифт кегля 12 и 14 – в большинстве случаев они будут конфликтовать друг с другом. Нельзя противопоставить и шрифт кегля 65 шрифту кегля 72. Решив создать контраст посредством размера, не останавливайтесь на полпути. Сделайте противо-поставление очевидным – пусть никто не подумает, что это всего лишь ошибка.
Выберите элемент, на котором будет сосредоточен фокус внимания, и выделите его, создав контраст. Если в тексте необходимо присутствие других типографских элементов, не имеющих особого значения для читателя, сделайте их маленькими.
Например: Так ли уж надо знать номер тома книги? Ничего страшного не случит-ся, если он не будет набран 12 кеглем!
Не надо набирать текст только прописными буквами. Иногда к этому приему прибегают, чтобы сделать надпись крупнее. Однако забавно, что при этом длина слова удваивается, и приходится уменьшать кегль. То есть, набрав текст строчными буква-ми, можно сильно увеличить кегль, а удобочитаемость от этого только выиграет.
Применение контраста размеров требует изобретательности и выдумки. Многие типографские символы, например цифры, амперсанд или кавычки, исключительно красивы, будучи набраны очень крупным кеглем. Они могут выступать в качестве де-коративных элементов в заглавиях, врезках или играть роль повторяющихся элемен-тов, обеспечивающих стилевую целостность публикации.
Необычный контраст размеров может выступать в качестве самостоятельного графического элемента, что весьма удобно, если в данном проекте вы ограничены в графических средствах. Вводя элемент необычного размера, подумайте, нельзя ли за-действовать эту находку в публикации для создания привлекательного и полезного повтора.
Насыщенность.
Насыщенность шрифта означает ни что иное, как толщину штриха. Для большин-ства шрифтов разработаны различные варианты насыщенности: обычный, жирный, полужирный, сверхжирный, тонкий или сверхтонкий. Комбинируя шрифты разной на-сыщенности, помните, что ваш девиз действовать смело. Никакого контраста не полу-чится, если вы противопоставите шрифт обычной насыщенности полужирному; в этом случае лучше взять более насыщенный. Если публикация оформляется с применением двух разных гарнитур, одна из них, как правило, насыщеннее другой, и эту разницу необходимо подчеркнуть.
Ни один шрифт, установленный на компьютере вместе с операционной системой, не имеет очень жирного начертания. Желательно добавить в свою коллекцию шриф-тов хотя бы один очень насыщенный жирный шрифт. Поищите в каталогах. Контраст насыщенности – один из самых простых и эффективных способов сделать публика-цию зрительно более интересной, не переоформляя ее полностью. Однако красивый, сильный контраст недостижим без шрифта с крупными твердыми штрихами.
Применение контраста насыщенности не только делает страницу более привлека-тельной, но и позволяет эффективно структурировать информацию. Это достигается уже тем, что заголовки и подзаголовки набираются более жирным шрифтом. Возьмите такую идею на вооружение и усильте ее. Заголовки, набранные очень жирным шриф-том, образуют четкую понятную структуру. Этот же способ очень эффективен в алфа-витных указателях, так как позволяет читателю сразу отличить друг от друга вхожде-ния элементов первого и второго уровней.
Если на странице, заполненной текстом, нет места для графики или врезок, кото-рые взяли бы на себя роль графики, попробуйте выделить жирным шрифтом ключе-вые фразы. Они поведут читателя внутрь страницы. Если для основного текста выбран шрифт с засечками, а для ключевых фраз – рубленый шрифт, то кегль последнего лучше уменьшить на один пункт, чтобы основной текст визуально не отличался по высоте от ключевых фраз.
Унылая серая страница способна отпугнуть читателя. А благодаря контрастному жирному шрифту он быстро просмотрит главные мысли и с большей вероятностью прочтет остальной текст.
Структура.
Под структурой шрифта понимают особенности его построения. В некоторых шрифтах толщина штриха практически постоянна, переходы от толстых линий к тон-ким почти незаметны, и буквы кажутся сделанными из труб (это относится к боль-шинству рубленых шрифтов). В других переходы от толстых штрихов к тонким выра-жены заметно, как в обилии шрифтов нового стиля. Есть и шрифты, занимающие про-межуточное положение. Комбинируя два шрифта из разных гарнитур, выбирайте та-кие, структуры которых явно различны.
Вспомним, что шрифты каждого типа основаны на похожих структурах. Поэтому выберите два или более шрифта из двух или более типов.
Структура – это особенности строения буквы, и внутри каждого типа структуры, как видно в примерах, она выражена очень четко. Главное правило: никогда не разме-щайте на странице два разных шрифта одного типа. Они похожи, и вам никак не уда-стся обойти это обстоятельство.
Никогда не помещайте на одну страницу два рубленых шрифта (как и два шрифта с засечками) – во всяком случае, пока не приобретете определенный навык работы со шрифтами.
Однако по правилам следует выбирать шрифты из двух разных групп. То есть два шрифта с засечками могут находиться на одной странице, только если один из них – из группы старого стиля, а другой – из группы новой антиквы или брускового стиля. Но и в этом случае необходимо проявлять осторожность и подчеркивать контраст.
Аналогично старайтесь не располагать на одной странице два шрифта старого стиля: у них слишком много похожих черт, и они будут конфликтовать, что бы вы ни делали. То же самое касается и двух шрифтов нового стиля и двух рукописных шриф-тов.
Пять разных шрифтов в одном ко-ротком предложении неплохо смотрятся вместе только потому, что каждый име-ет свою структуру, и все принадлежат к разным группам.
На первый взгляд все шрифты одинаковые. И если вы еще не свыклись с мыслью, что все они разные, то выберите для создания контраста с помощью структуры самый простой способ: возьмите один рубленый шрифт и один шрифт с засечками. В послед-них, как правило, имеет место контрастный переход от основного штриха к соедини-тельному, а в рубленых шрифтах толщина штрихов обычно одинакова. Сочетание шрифтов с засечками и без – прием, проверенный временем, и возможности при этом открываются бесконечные. Однако один лишь структурный контраст недостаточно силен, поэтому надо подчеркнуть разницу, сочетая его с другими видами контраста, например контрастом размеров или насыщенности.
Добиться гармоничного сочетания двух рубленых шрифтов на одной странице всегда непросто, так как все они имеют неконтрастную структуру (одинаковую шири-ну штриха). Проявив особую изобретательность, можно скомбинировать два рубленых шрифта, если к тому же вам посчастливится найти редкие рубленые шрифты, в кото-рых переходы от основных штрихов к соединительным все же заметны. Лучше созда-вать контраст, взяв два рубленых шрифта из одной гарнитуры. Каждая рубленая гар-нитура обычно содержит варианты начертаний от тонких до очень жирных, в том чис-ле уплотненные и разреженные варианты.
Форма.
Под формой буквы понимают ее внешние очертания. У символов может быть одинаковая структура, но различные формы. Так, структуры прописной буквы «G» и строчной буквы «g» из одной гарнитуры могут быть одинаковыми. Но их реальные очертания, или контуры, – различными. Контраст формы проще всего создать, проти-вопоставляя прописные буквы строчным.
Формы каждой прописной буквы и соответствующей ей строчной разительно от-личаются, что позволяет создавать контраст, противопоставляя прописные буквы строчным. Каждая отдельная прописная буква сильно отличается от строчной, кроме того, слово в целом, набранное одними прописными буквами, имеет специфичную форму. Вот почему так трудно читать текст, набранный прописными буквами. Читая, мы распознаем слова не только по составляющим их буквам, но и по очертаниям са-мих букв и слов в целом. Любое слово, набранное прописными буквами, имеет прямо-угольную форму и нам не остается ничего другого, как читать его буква за буквой.
Хотя существует рекомендация не набирать текст только прописными буквами, однако нельзя говорить, что этого нельзя делать вообще. И уж, конечно, нельзя утвер-ждать, что читать такие тексты невозможно. Надо лишь помнить об их пониженной удобочитаемости. Иногда дизайн работы оправдывает употребление только пропис-ных букв. Но слова, все же, читаются хуже. Если вы сознательно приносите удобочи-таемость текста в жертву внешнему виду, то имеете на это полное право.
Контраст формы создается также путем противопоставления прямого начертания курсивному. В курсивном или рукописном начертаниях, в отличие от прямого, буквы наклонены или как бы написаны от руки. Этот прием, позволяющий мягко выделить текст, вам, конечно, уже знаком. Поскольку все рукописные и курсивные шрифты имеют наклонную форму, нельзя комбинировать два разных шрифта курсивного на-чертания, два рукописных шрифта или курсивный с рукописным. Это создаст неиз-бежное несоответствие: у них слишком много общего.
Направление.
Что такое «направление шрифта»? Ну конечно, это наклон строки. А раз это так очевидно, остается только сказать, чтобы вы не располагали текст таким образом! Да, иногда вполне может захотеться изменить наклон строки, но это можно делать, только если вы способны четко сформулировать, как именно это поможет улучшить дизайн.
Не располагайте наклонные надписи в углах страницы. Однако направление над-писи можно интерпретировать и по-другому. Каждый элемент текста имеет свое на-правление, даже если он расположен на странице прямо. Линия шрифта направлена горизонтально, а высокая узкая колонка текста – вертикально. Очень увлекательно и интересно противопоставлять именно эти, менее очевидные, «движения» шрифта. Как, например, занятен контраст направлений на двухстраничном развороте, через который перекинут заголовок, набранный жирным шрифтом и нависающий над основным тек-стом, заверстанным в узкие высокие колонки. Создавая контраст направлений, можно задействовать и другие элементы макета, например рисунки или линии, способные дополнительно подчеркнуть это вид контраста.
Цвет.
Определить, что такое цвет текста, примерно так же просто, как осознать, что та-кое его направление. О применении цвета можно сказать, что теплые цвета (красный, оранжевый) выделяются на странице и притягивают к себе внимание. Нашему взгляду очень приятны теплые цвета, поэтому для создания контраста их требуется совсем не-много. А прохладные цвета (синий, зеленый) ускользают от нас – ими можно безбояз-ненно заполнять большие пространства. Фактически для создания заметного контра-ста холодные цвета необходимы в большем количестве.
Типографы, однако, трактуют черно-белую страницу как имеющую цвет. Создать контраст с помощью настоящих «цветных» цветов легко, а способность увидеть и соз-дать цветовой контраст, имея в распоряжении только черный и белый, требует боль-шего мастерства.
Можно регулировать цвет изменением межстрочного и межбуквенного интерва-ла. В легком, воздушном шрифте с обилием таких интервалов (или пробелов) появля-ются очень светлые тона (и текстура). Жирный рубленый, плотно сжатый шрифт соз-дает темный цвет (конечно, с другой текстурой). Это очень выгодный контраст, кото-рый следует создавать на страницах, плотно заполненных текстом без рисунков.