Цветовая гармония

Цветовой круг. Цветовая гармония.
Как пользоваться цветовым кругом? Прежде всего из тысячи тысяч его возможных цветовых оттенков сделаем палитру - выделим конкретные цвета.


За основные цвета принято считать три цвета: красный, синий и желтый. Это цвета первого порядка, они составляют равносторонний треугольник и своеобразный "костяк" цветового круга. При смешении всех этих трех цветов мы получим белый цвет. При смешении красного и желтого цветов мы получим в итоге оранжевый цвет. Этот цвет составной. При смешении синего и красного цветов мы получим фиолетовый. Этот цвет так же составной. При смешении желтого и синего мы получим зеленый. И этот цвет аналогично является составным.

Цвета, полученные в результате смешения двух основных цветов принято называть составными, это цвета второго порядка. Их тоже три, по числу пар основных цветов.
На изображении это легко можно видеть.

На внешнем круге секторами обозначены все эти же самые цвета, а между ними нахо-дятся цвета, получаемые путем смешивания основных и составных цветов, т.е., это уже будут цвета третьего порядка или сложные.
Это: красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.
В сумме мы получаем 12 конкретно и четко обозначенных цветов с четко прописан-ным названием для каждого. Осветляя или затемняя каждый из них с конкретным задан-ным значением, можно получить порядка ста цветов. Тут уже будет сложней дать цветам название, и очень часто появляются такие неопределенные слова как "горчичный", "олив-ковый", "терракотовый", "манго" и т.д. и т.п. Чем тоньше деление на градации по светлоте - тем больше и больше тонких переходов, уловить которые по силам немногим.

Цветовой круг, в котором каждый цвет имеет свое место позволяет легко на-ходить гармоничные цветовые сочетания по определенным правилам.
На рисунке справа тот самый настоя-щий цветовой круг, с которым уже можно продуктивно работать.
В центре его помещены все 12 цветов, по-лучаемых путем соединения основных трех: красного, желтого и синего.
По ободу расположены эти же цвета в порядке постепенного осветления (к цен-тру) и постепенного затеменения (к краю). В итоге мы имеем 96 различных оттенков, что вполне достаточно для того, чтобы выразить любое наше пожелание.
http://archizona.ru/podbor.html - Сочетание цветов для сайта, в интерьере, одежде.


Цветовой круг в дизайне.
Цветовой круг представляет собой непрерывный переход всех цветов радуги. Сочетание цветов на основе такого круга могут помочь дизайнеру подобрать гармоничную цветовую схему: монохромную, комплементарную, аналоговую, триаду или прямоугольную.

Классическим кругом из 12 цветов считается круг Итте-на. Основу его составляют красный, желтый и синий, вто-ростепенные – оранжевый, фиолетовый и зеленый, а ос-тальные цвета образуются путем смешивания.


Современный спектральный круг Освальда характеризу-ется плавностью переходов цветов. Основные его цвета: красный, зеленый и синий, именно на них и строится модель RGB (red, green, blue).

Применение цветового круга
Основные цветовые схемы: монохромная, комплементарная, аналоговая, триада и пря-моугольная.

Монохромная схема

Подобная палитра использует только один тон, но с разными значениями яркости и насыщенности. Такая схема спокойная, цвета в ней хорошо сочетаются между собой. Она может комбинироваться с нейтральными тонами (например, серым и черным). Однако следует учитывать, что могут возникнуть трудности с выделением важных элементов сайта, так как в схеме недостаточно цветового кон-траста.

Комплементарная схема


Такая схема создается двумя цветами, расположенными напротив друг друга в цветовом круге. В этом случае, выбирается до-минирующий цвет, а второй (дополнительный) цвет используется для акцента. К примеру, фон на сайте можно раскрасить в желтый (не насыщенный), а меню и кнопки выполнить в синем цвете. В этой схеме достаточно сложно достичь баланса цветов из-за ее яркости и на-сыщенности.

Аналоговая схема


В этой палитре используется три цвета, расположенные рядом. Один выбирают в качестве доминирующего, а другие играют вспомогатель-ную роль. Лучше не выбирать те цвета, которые находятся слишком близко между собой. Отличный вариант – когда они на расстоянии четверти ок-ружности друг от друга.

Триада

Цвета в этой схеме на рав-ном удалении друг от друга в круге. Она предполагает сильный визуальный контраст, поэтому достаточно распро-странена в веб-дизайне. Но в то же время, триада не такая контрастная в сравнении с комплементарной схемой, сохраняя при этом баланс и гармонию.

Прямоугольная схема

Такая палитра больше всех остальных насыщена цветами. В ее основе две противоположных пары цветов (комплементарных). Гармонию здесь достичь сложно. В случае использования в равных пропорциях всех четырех цветов, схема покажется разбалансированной. Поэтому важно верно выделить доминирующий и дополняющие его оттенки.

Цветовые комбинации на основе цветового круга.

Черный, белый и серый не обозна-чены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетание цветов. Заметьте, что цвета можно и нуж-но варьировать по насыщенности и светлоте (яркости). И кстати, часто встречающаяся еще одна гармо-ния: по насыщенности. На картинке представлены возможные варианты цветовой гармонии.
Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нем. Интересно, что дополнительные цвета при смешении дают серый цвет (три основных цвета, кстати, тоже). Поэтому, если вы примените их рядом и в больших количествах, то в гла-зах зрителя будет происходить смешение до серого!
Важную роль в создании цветовой композиции играет разделение цветов на теплые и холодные. Это разделение легко заметить на цветовом круге. На этом круге выделяется "теплая" красно-желтая об-ласть и "холодная" синяя область, разделенная вертикальной линией. Это разделение трудно объяснить на уровне физики – разделение на "два лагеря" происходит, скорее, на уровне подсознания.
С детства мы привыкли, что солнце, огонь, углы и все источники тепла имеют красно-желтые от-тенки, а снег, вода, небо – сине-голубые и сине-зеленые оттенки. Это закрепляется у нас в подсознании, и диктует нам восприятие цвета. Но есть также "нарушители" этого разбиения. Так, светло-бежевая луна, бордовые цвета являются холодными цветами, а светло-голубое свечение нагретых тел имеет теплый цвет.
Яркие, теплые тона создают эффект движения в сторону смотрящего и кажутся ближе. Теплые цвета привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов публикации.
Холодные цвета кажутся удаляющимися и создают эффект движения в сторону от смотрящего. В публикации холодные цвета могут вызвать ощущение отчужденности и изоляции, а может, наоборот, быть успокаивающим и ободряющим.
Эффект движения, вызванный сочетанием теплых и холодных цветов, используется дизайнера-ми. Для фона ими выбирается холодные оттенки, а для объектов на переднем плане – теплые. Так, если Вы посмотрите на фотографии, сделанные на презентациях и пресс-конференциях, Вы увидите докладчи-ков на голубом фоне. Такой фон придает значительность и важность фигуре докладчика. Этот прием можно порекомендовать начинающим дизайнерам.
Как правило, лучше работают цветовые решения, основанные на доминировании холодной или теплой гаммы цветов, а не на равномерном смешении оттенков. При этом в публикациях, где преоблада-ют теплые тона, холодные оттенки могут использоваться для оформления выделений и усиления контра-ста, и наоборот.
Необходимо учитывать еще одно явление – влияние окраски фона на восприятие цвета. Цвет фо-на может изменять оттенок основного цвета и производимое им впечатление.